Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:
актуальные вопросы введения.
 
 
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт   Перейти
 
5 пунктов президентской инициативы
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Федеральный государственный образовательный стандарт
 · Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.
№ 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)

· Закон Российской Федерации

«Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
Основные характеристики нового стандарта
  • ·новый формат стандарта (рамочный документ)
  • · новое содержание стандарта (совокупность требований)
  • · расширение функций и пользователей стандарта
  • · новое методологическое основание
  • (системно-деятельностный подход)

 

 
 
Федеральные государственные образовательные стандарты

·Требования к

·результатам

·зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты

·преемственность результатов для разных ступеней

·зафиксирован системно-деятельностный подход

·структуре

·зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение

·определены разделы ООП (содержательно и количественно)

·интеграция учебной и внеучебной деятельности

·включена «неаудиторная занятость»

 Личностным

готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
Требования к структуре
  • ·основная образовательная программа –целостный документ
  • · пояснительная записка
  • · планируемые результаты освоения основной образовательной программы
  • · учебный план
  • · программа формирования универсальных учебных действий
  • · программы учебных предметов
  • · программа духовно-нравственного развития, воспитания
  • · программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • · программа коррекционной работы
  • · система оценки достижения планируемых результатов
  • ·внеурочная деятельность
  • ·время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Требования к структуре основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
  • - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
  • -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
  • - содержанию каждого из разделов;
  • -соотношению частей основной общеобразовательной
  • программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
  • ·кадровые условия
  • ·возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • ·повышение квалификации один раз в пять лет
  • ·финансовые условия
  • ·норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
  • ·материально-технические условия
  • ·функциональный подход к определению условий
  • (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
  • ·возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
  • ·информационная среда образовательного учреждения
Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки

Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС

  • ·обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
  • · принятие идеологии ФГОС общего образования
  • · освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
  • ·овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
-разработана и утверждена основная образовательная программа
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Что дальше? 
Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:
 - разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:
 - базисный учебный план
 - планируемые результаты освоения основной образовательной программы
 - примерные программы учебных предметов
 - остальные примерные программы в соответствии со стандартом
- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
- утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС
- создание Координационного совета
- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС
- организация мониторинга введения ФГОС
Уровень образовательного учреждения :
- разработка основной образовательной программы, включающей :
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план(ы)
- программу формирования универсальных учебных действий
- рабочие программы учебных предметов, курсов
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
- систему оценки достижения планируемых результатов
- разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения
- модернизация системы методической работы
- организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС
- создание условий реализации ООП